Иркутская нефтяная компания запустила мобильные чек-листы обходов на месторождениях

В Иркутской нефтяной компании система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» работает с 2016 года. За это время достигнут определенный экономический эффект, заметно вырос коэффициент технической готовности оборудования. Как сейчас продолжается развитие и совершенствование процессов управления ремонтами за счет средств автоматизации?

Предпосылки проекта «мобилизации»

Иркутская нефтяная компания является одним из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России. Группа компаний ИНК занимается геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на месторождениях и участках недр в Восточной Сибири — в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.

Компания ежегодно увеличивает объемы геологоразведочных работ и добычи углеводородного сырья, внедряет инновационные решения для интенсификации добычи, совершенствует политику в сфере экологии, охраны труда и безопасности производства. В числе важных проектов развития — цифровизация процессов производства и управления активами.

— Решение 1С:ТОИР, которое было внедрено в ИНК в 2016-м, дает согласованное управление всеми основными материальными активами, техническим обслуживанием оборудования, материально-техническим обеспечением ремонтов, складскими запасами, а также бюджетом, персоналом и документацией в области ТОиР.

Однако невозможность автоматического отображения данных о состоянии критичного оборудования по итогам обходов сильно тормозила нас: мы не могли достичь желаемого уровня достоверности данных, обеспечить необходимую оперативность их поступления. Для нас это очень важно, особенно если учесть специфику производственных процессов нефтеперерабатывающего предприятия, где мы постоянно имеем дело с высокими рисками.

Виктор Кайдалов,
cпециалист по модернизации информационных систем
Иркутской нефтяной компании

Итак, чтобы повысить контроль качества обслуживания критичного оборудования за счет автоматизированной регистрации значений контролируемых показателей, в 2020 году ИНК совместно с компанией «Деснол Софт» — разработчиком 1С:ТОИР провели проект по разработке мобильного приложения для заполнения чек-листов обходов на месторождениях.

Особенности разработки корпоративного мобильного приложения

На что нужно сразу обратить внимание. Если вы ведете разработку уникального мобильного приложения для мастер-системы, вам придется несколько перепроектировать и саму мастер-систему. Поэтому разработчикам пришлось внести некоторые доработки в 1С:ТОИР: были созданы новые рабочие места, была несколько изменена логика связей между компонентами. По сути, внутри системы был создан новый процесс, который отражал потребность ИНК в проведении обходов.

В процессе разработки предстояло решить следующие задачи.

  • Создать в 1С:ТОИР автоматизированное рабочее место для планирования обходов.
  • Обеспечить выделение в 1С:УПП (1С:Управление производственным предприятием) и 1С:ТОИР ключевых и сложных эксплуатационных операций.
  • Разработать мобильное приложение, которое сможет обмениваться данными с производственной системой 1С:УПП и решением для управления ремонтами 1С:ТОИР.

Изменения в 1С:ТОИР

Какие изменения произошли в мастер-системе?

Для планирования обходов в 1С:ТОИР создано автоматизированное рабочее место «Планировщик обходов». Здесь есть графики, статусы, а также возможность просматривать актуальную информацию по каждому обходу. При просмотре маршрута можно видеть подразделение, а также квалификацию ремонтного персонала и коды объектов ремонта — «Месторождение», «Цех» или «Установка».

Есть календарь с возможностью выбора конкретной даты для планирования обходов. Предусмотрены кнопки навигации по календарю, можно выбрать период детализации в графике обходов: день, неделя, две недели, месяц. В интерфейсе рабочего места можно добавлять или сдвигать существующие регламентные мероприятия.

Отдельное удобство — разные статусы для обходов, которые отображаются в «Календаре обходов» с помощью цветовой маркировки.

  • Статус «Обход запланирован» устанавливается для всех обходов, которые еще предстоит сделать.
  • Статус «Обход отправлен» устанавливается для обходов, информация по которым была отправлена на мобильное устройство в виде документа «Заказ-наряд на регламентное мероприятие».
  • «Обход в работе» — этот статус устанавливается для тех обходов, по которым из мобильного приложения в 1С:ТОИР пришло подтверждение о начале работ.
  • «Обход выполнен» — этот статус с зеленым цветом устанавливается, если в 1С:ТОИР пришло подтверждение о завершении работ для всех объектов ремонта на маршруте и при этом нет замечаний. Если обход не выполнен, статус маркируется красным цветом. А если выполнен с замечаниями — оранжевым. Такой статус устанавливается автоматически в том случае, если пришло подтверждение о завершении обхода по маршруту, но при этом есть объект ремонта с признаком «Пропущен» или если в результате обхода была зафиксирована неисправность.
Таким образом продуманы все варианты развития событий и каждый из них наглядно представлен в «Планировщике обходов».

Кроме того, в системе предусмотрено, чтобы на одно и то же подразделение не было назначено несколько обходов в одно и то же время. А если какой-то объект ремонта был пропущен при обходе, требуется подтверждение технолога, что это сделано с его ведома. Для этого предусмотрена специальная отметка в документе «Заказ-наряд на регламентное мероприятие».

Иркутская нефтяная компанияФото из архива Иркутской нефтяной компании

Как проходят плановые обходы

Что же происходит на практике? Как создаются маршруты обхода? Какую роль во всем этом играет мобильное приложение?

График плановых обходов

График плановых обходов оборудования на месторождениях известен заранее. В нем указываются продолжительность обхода и способ планирования (интервал между обходами), а также определяются объекты обхода и список измеряемых показателей для этих объектов. Показатели могут быть качественными и количественными. Предусмотрена возможность задать особые указания к показателю с прикреплением картинок.

Задание

На основании графика на смену формируется «Заказ-наряд на регламентное мероприятие». За 30 минут до начала смены заказ-наряд автоматически отправляется на мобильное приложение. На смартфон поступает push-уведомление о плановом обходе.

Пользователи приложения — машинисты, операторы, электромонтеры, слесари КИПиА.

Задача обходчика — провести осмотр оборудования по чек-листу в строгом соответствии с заданием, установить все параметры, которые есть на оборудовании, и внести их в мобильное приложение.

Маркеры внимания

Когда формируются маршруты обхода, есть точки контроля с нормативными показателями. Если машинист вносит показания с отклонениями от базовых значений, устанавливается показатель «Не норма» — это называется «маркером внимания» — и в 1С:ТОИР автоматически формируется соответствующий документ. При установке «маркеров внимания» у пользователя есть возможность дополнить описание и написать комментарий.

Контроль

При выполнении обхода пользователь обязан считать NFC-метку или QR-код, это позволяет автоматически открыть маршрут обхода, а также является подтверждением того, что специалист посетил все заданные объекты. Считанные и несчитанные метки автоматически отображаются в планировщике обходов.

Сложные эксплуатационные операции

Для отображения информации о планировании работ по ключевым операциям для критичного оборудования, а также по сложным эксплуатационным операциям «Деснол Софт» выполнил разработку новых форм элементов справочника «Технологические карты».

— Как известно, техкарта содержит техоперации. У нас же появилась потребность в создании в системе элементов справочника «Технологические операции» с признаком «Операция СЭО/КО». КО означает критичный объект. СЭО — это сложная эксплуатационная операция. Поэтому мы добавили в элемент справочника «Технологические операции» вкладку «Особые указания» с конкретными рекомендациями по выполнению техопераций для критичных объектов. Эти мероприятия, как вы понимаете, направлены на усиление параметров надежности: для критичного объекта ремонта список и график регламентных мероприятий могут быть переработаны.

На основании специальных техкарт создаются объекты обхода, которые отображаются в мобильном приложении. При обходе ведется учет ключевых показателей, важных именно для критичного объекта ремонта.

Виктор Кайдалов,
cпециалист по модернизации информационных систем
Иркутской нефтяной компании
Иркутская нефтяная компанияФото из архива Иркутской нефтяной компании

Возможности мобильного приложения

Для пользователей мобильного приложения предусмотрены следующие возможности.

  • Создание прямо на мобильном устройстве внепланового обхода.
  • Идентификация состояний предыдущих обходов: сколько обходов из списка выполнено.
  • Регистрация дефекта в процессе обхода (в этом случае через мобильное приложение в 1С:ТОИР автоматически формируется документ «Неисправность»).
  • Возможность продолжить приостановленный чек-лист.
  • Удобный выбор технологических карт при сканировании NFC-меток или QR-кодов объектов ремонта.
  • Запись аудио- и видеофайлов.
  • Возможность сделать фото и прикрепить его к документам «Операции» или «Маркеры внимания», при этом подписи к фото (дата и время) сформируются автоматически.
  • Просмотр изменений значения показателей и возможность оставить комментарий.
  • Легкая работа с файлами: динамическое наименование прикрепленных файлов, легкий доступ к файлам, быстрое редактирование.

Основные настройки интерфейса, а также возможность полной очистки данных мобильного приложения доступны в «большой системе» 1С:ТОИР.

— Работать в приложении весьма удобно. Основная концепция интерфейса — минимализм и простота, чтобы машинистов ничего не отвлекало от основных задач. По нашей просьбе «Деснол Софт» сделал для нас брендированный интерфейс — в нем используются корпоративные цвета ИНК.

Виктор Кайдалов,
cпециалист по модернизации информационных систем
Иркутской нефтяной компании

Загрузка данных происходит «пакетами», при этом возможна фоновая отправка данных из мобильного приложения. Заполнять данные и просматривать информацию в приложении можно как в онлайн, так и в оффлайн-режиме — без интернета.

При обмене данными между 1С:ТОИР и мобильным приложением передаются следующие документы и справочники.

  • «Заказ-наряд на выполнение регламентного мероприятия».
  • «Акт о выполнении СЭО/КО».
  • «Неисправность».
  • «Объекты ремонта».
  • «Технологические карты ремонтов».
  • «Технологические операции».
  • «Измеряемые показатели объектов ремонта».
  • «Значения измеряемых показателей объектов ремонта».
  • «Пользователи».
  • «Физлица».
  • «Единицы измерения».
  • «Список объектов регламентного мероприятия».

Тиражирование и «особенные» смартфоны

В течение уже целого года мобильные обходы успешно выполняются в 4 газовых подразделениях Иркутской нефтяной компании. Проведение обходов автоматизировано в полном соответствии с установленными в ИНК требованиями. Задания вовремя поступают на мобильные устройства обходчиков, а заполненные чек-листы исправно передаются в мастер-систему для анализа. Отклонения по критичным объектами четко фиксируются и отображаются и в системе, и в мобильных устройствах.

Сейчас в работе используются 25 планшетов. Это смартфоны «с особенностями»: далеко не всякое мобильное устройство подойдет для непростых погодных условий Сибири. Климат здесь характеризуется значительными перепадами температур. На месторождениях, где используются планшеты, погода суровая, не всякая техника выдержит. Поэтому в число характеристик, которыми обладают устройства, вошли такие, как ударопрочность, влагостойкость, нечувствительность к перепадам температур, энергоемкость.

Для тиражирования решения закуплено еще 60 подобных устройств, так что количество пользователей в ближайшее время увеличится в несколько раз. По словам Виктора Кидалова, в ИНК уверены, что эффект и польза от мобильного решения также вырастут кратно.

Смотреть презентацию «Как в Иркутской нефтяной компании организовали мобильные чек-листы обходов на месторождениях для регистрации значений контролируемых показателей и обеспечения безопасности».

Поделиться: