29 мая 2025
Как добиться того, чтобы сложнейшая система аэропорта работала четко и слаженно как часы — в любую погоду и без сбоев? Узнайте ответ в этой статье и в фильме «Аэропорт изнутри», где мы показали закулисье одного из крупнейших воздушных хабов России. Расскажем, как 1С:ТОИР КОРП вместе с ITSM/ESM-решением 1С:ITILIUM изменили подход к управлению аэропортом.
В условиях, когда каждый сбой грозит задержкой рейсов, неудобством пассажиров и репутационными потерями, аэропортам необходимо действовать безупречно. Особенно это касается узлов стратегической важности, таких как Международный аэропорт Сочи. Здесь надежность — не абстракция, а ежедневная задача.
Сочи — не просто курорт, а третий по значимости аэропорт страны. Он обслуживает более 14 миллионов пассажиров в год, работает круглосуточно 365 дней в году и в экстренных ситуациях способен заменить другие аэропорты Юга России. Чтобы поддерживать такую нагрузку, важно не только управлять логистикой, но и контролировать тысячи единиц инфраструктуры — от стоек регистрации до систем кондиционирования и энергоснабжения.
Для нас главное — регулярность и безопасность полетов. По прибытию в аэропорт пассажир должен быть уверен: он быстро пройдет все процедуры, а воздушное судно будет проверено и полностью готово к вылету в соответствии с требованиями авиационных правил
Алексей Комаров управляющий директор аэропорта Сочи
В аэропорту не бывает мелочей: все должно работать без сбоев — от рамок досмотра до лифтов и систем вентиляции. Малейший сбой может обернуться задержкой регистрации, проблемами в багажной логистике или даже повлиять на безопасность всего аэропортового комплекса
До автоматизации технические и ИТ-службы работали по отдельности. Каждое подразделение использовало свои инструменты, и наладить единый процесс было непросто. Графики обслуживания формировали вручную, а общей системы планирования не было вовсе.
Было сложно учитывать оборудование, ресурсы и запчасти. История ремонтов часто терялась, а данные для анализа и отчетов — собирались с трудом.
Проблемы возникали и в коммуникации. Если где-то появлялась неисправность, сотруднику приходилось искать, кому сообщить, как это зафиксировать и кто будет отвечать. Это тормозило работу и мешало быстро устранять неполадки.
Все это стало сигналом: пора менять подход — и навести порядок с помощью современных цифровых инструментов.
Каждая неисправность — это потерянное время пассажиров, сбои в расписании и прямые убытки. От скорости реакции технической службы зависит работа всего бизнеса
Дмитрий Булатов начальник службы информационных и производственных технологий аэропорта Сочи
В сочинском аэропорту все процессы, связанные с обслуживанием оборудования и инженерных систем, автоматизированы с помощью системы 1С:ТОИР КОРП. Система охватывает весь комплекс инфраструктуры: вентиляцию, отопление, эскалаторы, насосные станции, системы контроля и управления доступом (СКУД), световое оборудование взлетно-посадочной полосы (ВПП) и другие объекты, от которых зависит бесперебойная работа аэропорта.
1С:ТОИР КОРП отвечает за все, что связано с обслуживанием, ремонтом и надежностью оборудования:
ведет цифровые паспорта на каждую единицу;
формирует и отслеживает графики ППР;
учитывает запасные части, трудозатраты и историю ремонтов;
помогает анализировать причины и последствия отказов;
собирает отчеты и метрики для оценки работы службы.
Мы работаем на упреждение: ежедневно осматриваем оборудование, ежемесячно проводим инструментальный контроль, чтобы предсказать возможные отказы. Все планирование профилактики и ремонтов ведем через 1С:ТОИР КОРП — по наработке, по регламенту, чтобы техника не подводила в критичный момент
Игорь Макурин главный инженер по ТОиР аэропорта Сочи
Чтобы упростить взаимодействие между подразделениями и сделать процесс прозрачным для всех сотрудников, в аэропорту дополнительно используется еще одна разработка Деснола — платформа для управления всеми сервисными процессами 1С:ITILIUM, через которую сотрудники подают заявки.
Процесс построен так:
Сотрудник замечает проблему — например, не работает автоматическая дверь — и фиксирует ее на портале 1С:ITILIUM.
Система определяет, к какому типу относится объект, и автоматически передает заявку в нужную службу.
Если это инженерное оборудование, то заявка уходит в 1С:ТОИР КОРП, где создается наряд на выполнение работ.
Служба эксплуатации проводит осмотр, выполняет обслуживание или ремонт, фиксирует результат.
Информация о выполнении возвращается в 1С:ITILIUM, где заявитель видит статус и завершение заявки.
Так аэропорт получает:
единое окно приема заявок;
автоматическую маршрутизацию задач;
синхронизированную работу ИТ и технических служб;
сквозную аналитику по обращениям, времени реакции и качеству исполнения.
Благодаря связке двух решений реализован подход Enterprise Service Management (ESM): любая проблема — будь то техническая или ИТ — обрабатывается по единому алгоритму и с полной прозрачностью.
Уже в первый год после внедрения 1С:ТОИР КОРП в аэропорту Сочи удалось достичь ощутимых улучшений:
Производительность труда в подразделениях эксплуатации выросла на 30 %, при этом трудозатраты сократились на 15 %;
Время простоев оборудования сократилось на 20 % — благодаря профилактике и четкому планированию работ;
Объем складских запасов уменьшился на 10 %, а затраты на материалы снизились еще на 3 %;
Получение отчетности ускорилось в 5 раз — как по управленческим, так и по регламентированным показателям.
Эти результаты показывают, что система помогает не только техническому персоналу, но и руководству — дает прозрачную картину, ускоряет аналитику и снижает нагрузку на команду.
Мы рассказали, как устроена цифровая служба эксплуатации аэропорта. А теперь предлагаем взглянуть на нее вживую — в фильме «Аэропорт изнутри», снятом компанией «Деснол».
Наша съемочная группа побывала в Центре управления, багажных тоннелях, на перроне и в терминале. В кадре — те, кто отвечает за бесперебойную работу аэропорта, и технологии, которые помогают им справляться с задачами быстро и точно.
Поделиться: