27 ноября 2024
Почему ремонтную службу называют «черным ящиком» на российских промышленных предприятиях и как создать прозрачную и автоматизированную систему ТОиР всего за один год? Своим опытом внедрения 1С:ТОИР КОРП поделился генеральный директор Череповецкого фанерно-мебельного комбината Илья Радченко. Он рассказал, почему цифровая трансформация ремонтной службы стала интересным вызовом, какие препятствия возникали на пути к изменениям и каких результатов удалось достичь с помощью 1С:ТОИР КОРП разработчика и интегратора Деснола.
Череповецкий фанерно-мебельный комбинат (Череповецкий ФМК) — одна из ведущих компаний в сфере деревообработки. Специализируется на производстве березовой фанеры, пиломатериалов, древесностружечных и ламинированных плит. Занимается самостоятельной заготовкой древесины, что обеспечивает полный цикл производства.
В 2023 году в компании решили провести серьезную трансформацию бизнес-процессов и оцифровать учет всего предприятия с помощью решений, разработанных на платформе «1С:Предприятие». Параллельно начали перестраивать подразделение технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования. Для реализации этого проекта выбрали разработчика и интегратора экосистемы 1С:ТОИР компанию «Деснол», российский центр практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР.
Сейчас в компании идут три проекта цифровизации: в 2023 году начались проекты внедрений EAM-решения 1С:ТОИР КОРП с помощью Деснола и «1С:ERP Управление предприятием». А в 2024 году Череповецкий ФМК приступил к внедрению программного продукта «1С:Зарплата и управление персоналом», который будет интегрирован в новую IT-экосистему компании.
Для Ильи Радченко, генерального директора Череповецкого ФМК, задача по автоматизации ТОиР стала увлекательным проектом. По его словам, в сфере ремонта и обслуживания почти нет универсальных способов сравнения с конкурентами, как, например, в финансах, продажах или логистике. Многие предприятия формируют бюджеты на ТОиР на основе данных предыдущего года и личного опыта руководителей технических управлений, добавляя к ним уровень инфляции.
Ремонтная деятельность — одна из самых непрозрачных функций производственного предприятия. В отличие от финансов, продаж или закупок, где руководитель может легко сопоставить показатели своей компании с другими, для ТОиР практически не существует общепринятых бенчмарков. Это особенно важно, учитывая, что затраты на ТОиР занимают второе или третье место среди всех расходов промышленного предприятия. При этом главный инженер или технический директор всегда найдет аргументы, почему нужно заменить конкретное оборудование или списать устаревший станок с частыми простоями. В таких условиях единственным вариантом остается внутренний бенчмарк — сравнение текущих показателей с результатами прошлых периодов. Планирование бюджета на ТОиР может свестись к корректировкам на инфляцию или росту объемов производства: например, добавили 10% к объему продукции — добавили 10% к затратам на ремонты. Однако ТОиР не всегда зависит от объемов производства, так как во многом является условно-постоянной статьей расходов. Поэтому для эффективного управления нужно учитывать и детально просчитывать все: от простоев до загрузки сотрудников и объема работ
Илья Радченко
генеральный директор Череповецкого ФМК
Практика показывает, что часто ремонтные службы считают, что их недофинансируют. Но на самом деле проблема не в количестве выделяемых средств, а в том, как ими распоряжаются. Грамотное планирование должно основываться не только на предыдущем опыте, но и учитывать связку люди — процессы — технологии.
Для Череповецкого ФМК вдохновляющим кейсом стала история компании Toyota: в условиях послевоенного кризиса и нехватки ресурсов она начала внедрять концепцию бережливого производства. В основе подхода лежали идеи Сакити Тойоды. Одна из них — это принцип «Дзидока», согласно которому техника должна самостоятельно выявлять проблемы и останавливать работу в случае обнаружения дефекта или отклонения. А вторая — метод «5 почему», который позволяет выявить корневую причину проблемы.
Встать на путь перемен и повысить эффективность процессов можно двумя способами. Первый — жесткий административный метод, когда руководитель берет полный контроль над процессами, применяя управленческие рычаги влияния. Второй — вовлечение сотрудников в трансформацию, что и стало ключом к успеху Toyota. Череповецкий ФМК также пошел по пути вовлечения команды, чтобы достичь значимых изменений.
Наша цель — дать возможность каждому сотруднику стать хозяином положения на своем месте. Для этого важно вовлекать людей, обеспечить образовательные курсы, проводить систематические собрания в рабочих клубах и выстраивать единый язык общения. Мы создаем среду для обсуждения актуальных целей и синхронизации между сотрудниками и устраняем информационный вакуум между отделами. Если требуется, мы привлекаем консультантов и объясняем, как достигнутые цели улучшат работу и повысят качество жизни каждого. Из нашего опыта это действительно приносит результаты. Еще год назад понятие OEE (общая эффективность оборудования) было знакомо лишь нескольким сотрудникам. Сегодня этот показатель известен большинству работников, а за время проекта цифровой трансформации на нашем заводе OEE вырос на 10 процентных пунктов
Илья Радченко
генеральный директор Череповецкого ФМК
Важное достижение в результате проекта автоматизации процессов управления ТОиР — это увеличение организационной эффективности на 25%. Еще на этапе подготовки проекта руководство получило одобрение совета директоров на изменение структуры ремонтной службы и оптимизации трудозатрат. В рамках этих изменений предприятие отказалось от традиционной организационной схемы в пользу структуры, соответствующей производственным процессам. Теперь руководитель ремонтной службы работает в тесной связке с начальником цеха и полностью отвечает за техническое обслуживание и ремонт в одном из цехов.
В компании функционируют три цеха, в каждом из которых назначены свои начальник ремонтной службы и начальник цеха. Начальник ТОиР отвечает также за управление ремонтным персоналом и координирует работу инженеров по планированию и надежности.
Начальнику цеха больше не нужно ждать долгих и многочисленных согласований со службой главного инженера, где слесари, электрики и инженеры КИПиА могут очень долго решать, кто должен выполнять те или иные работы. Бюджетом ТОиР управляет его визави — начальник ТОиР. В его распоряжении находится оперативная бригада, которая может быстро среагировать на инцидент и устранить неисправность. Его же команда отвечает за планирование ремонтов, контроль показателей надежности и работу с подрядчиками
Илья Радченко
генеральный директор Череповецкого ФМК
В рамках проекта автоматизации улучшилось взаимодействие между производственными и ремонтными подразделениями. Специалисты стали более активно изучать процессы и особенности оборудования, находящегося за пределами их цеха. Стимулировала такое отношение к работе и одна из основных целей проекта, которая заключалась в росте зарплат на 10–25%. Также повышению интереса сотрудников к участию в процессах способствовало обучение от Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол». Эксперты не только вовлекли ключевых сотрудников в процесс автоматизации, но и обучили их работе с современными инструментами планирования и повышения надежности. Наглядно показали, как это помогает достичь KPI.
Основными показателями эффективности работы комбината стали коэффициент технической готовности (КТГ), снижение времени простоев и общая эффективность оборудования (OEE), которые будут контролироваться в системе 1С:ТОИР КОРП. Разработчики Деснола создали специальное решение, чтобы можно было отслеживать плановый и фактический расход средств, что является одним из важных KPI. Сейчас предприятие активно работает над внедрением блока материально-технического обеспечения, реализуемого через интеграцию 1С:ТОИР КОРП с 1С:ERP. Это позволит получать целостную картину расходов и более прозрачно управлять бюджетами.
Когда нет планирования, заветная мечта любого главного инженера — иметь склад, на котором хранился бы второй завод в разобранном виде. На одном из предприятий мне довелось увидеть запчасти на сумму, сопоставимую с годовым бюджетом на ТОиР. При этом редко кто-либо смотрит на оборачиваемость: дорогостоящие детали могут годами лежать про запас
Илья Радченко
генеральный директор Череповецкого ФМК
Оптимизация складских запасов и снижение объемов замороженных средств стали важными задачами компании в 2022 году. Это было вызвано ростом цен на комплектующие, изменениями в географии рынков сбыта и усложненной логистикой. Череповецкий ФМК уже отмечает положительные результаты цифровизации процессов ТОиР: предприятию удалось оптимизировать оборотный капитал запчастей на 25%. По завершении проекта комплексной цифровой трансформации компания рассчитывает увеличить объемы производства в 1,5 раза, обеспечив при этом рост годового бюджета на ремонты всего до 7%.
Источник изображения: пресс-центр фирмы «1С»
Хотите узнать, как повысить эффективность службы ТОиР? Запишитесь на бесплатный разбор вашей службы ТОиР по ссылке и получите 10 полезных материалов для технического директора в подарок
Поделиться: