3 Основные проблемы в ТОиР: почему они возникают и как их решить

Работа службы ТОиР должна быть четкой и предсказуемой, но на практике часто все происходит иначе. Оборудование выходит из строя в самый неподходящий момент, квалифицированных специалистов не хватает, а данные о ремонтах ведутся хаотично. Все это приводит к простоям, росту затрат и снижению производительности. Разберемся, почему так происходит и как можно исправить ситуацию.


3 Основные проблемы в ТОиР: почему они возникают и как их решить

Проблема №1: неэффективное планирование

Без четкой ремонтной стратегии техническое обслуживание проводится лишь по факту поломки. Такой реактивный подход приводит к постоянным внеплановым простоям, увеличению затрат на срочные ремонты и непредсказуемой нагрузке на персонал.

Сложности добавляют несогласованные графики ремонтов, недостаток информации о состоянии оборудования и нехватка запасных частей в нужный момент. Руководители сталкиваются с тем, что оборудование выходит из строя неожиданно, а персонал вынужден оперативно искать решения и перерабатывать, вместо того чтобы работать в плановом режиме.

Как решить?

Внедрять современные системы предиктивного и профилактического обслуживания, чтобы избежать аварийных ситуаций. Аналитика и мониторинг состояния оборудования помогают своевременно планировать ремонты и минимизировать незапланированные простои.

Пример из практики 

Компания «Сумитек Интернейшнл», официальный дистрибьютор спецтехники Komatsu и других международных брендов, столкнулась с несколькими серьезными проблемами в управлении техническим обслуживанием:

1. Нехватка квалифицированных механиков на сложных работах.

Часто на задание отправлялись сотрудники, не обладающие достаточной компетенцией, из-за чего работы затягивались или приходилось переделывать заново.

2. Хаотичный учёт рабочего времени.

Механики могли перерабатывать, что приводило к усталости, снижению концентрации и ошибкам при ремонтах.

Результат:

После внедрения 1С:ТОИР КОРП Деснолом компания смогла устранить эти недостатки. Теперь система автоматически назначает механиков с нужными квалификационными грейдами на сложные ремонты, а личный учёт рабочего времени не допускает переработок, что повышает безопасность и качество выполненных работ.

В результате себестоимость ремонта сложной техники снизилась на 16%, а длительность простоев и времени ремонтов — на 22%. Детали проекта можно изучить здесь.

Раньше у нас могла произойти ситуация, когда на задание отправлялась группа механиков, большая часть из которых недостаточно квалифицирована. Теперь мы не допускаем этого на уровне системного контроля

Сергей Лобанов
руководитель проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл»

Проблема №2: отсутствие прозрачности процессов и контроля

Во многих компаниях процессы ТОиР остаются непрозрачными, что приводит к серьезным последствиям для производства. Отсутствие четких регламентов и цифрового учета создаёт хаос в работе ремонтных служб: механики и инженеры не могут оперативно получить информацию о предыдущих поломках, запчасти заказываются несвоевременно, а сроки выполнения работ часто срываются.

Несогласованность между подразделениями усложняет контроль над выполнением задач, а данные о проведённых ремонтах теряются или фиксируются вручную, что повышает вероятность ошибок. В результате оборудование выходит из строя чаще и причины поломок остаются невыясненными. Это приводит к увеличению внеплановых простоев и росту затрат на срочные ремонты.

Как решить?

Автоматизировать процессы ТОиР и минимизировать влияние человеческого фактора. Цифровые инструменты помогают фиксировать каждую операцию, вести аналитику и планировать работы более эффективно. Кроме того, контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения задач повышает надежность оборудования.

Пример из практики

В компании «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» (КЦБК) информация о состоянии оборудования, планах ремонтов и проведённых работах хранилась в разрозненных источниках, в основном на бумаге и в программе Excel.

Это затрудняло оперативный доступ к актуальным данным и усложняло принятие управленческих решений. Из-за отсутствия единой базы данных много времени уходило на поиск необходимой информации, что снижало эффективность работы ремонтных служб.

Для решения этих проблем КЦБК внедрил систему 1С:ТОИР КОРП, на основе которой была создана единая цифровая среда для управления активами. В результате автоматизации предприятие достигло следующих улучшений:

1. Ускорение получения управленческой отчётности на 25% 

Единая система хранения данных позволила быстро формировать отчёты и анализировать информацию о состоянии оборудования и проведённых ремонтах.

2. Сокращение трудозатрат на поиск информации о составе оборудования и паспортных данных на 25% 

Специалисты получили оперативный доступ к необходимой документации, что ускорило процессы обслуживания и ремонта.

3. Сокращение трудозатрат на поиск информации по проводимым ремонтам на 10–15%

Централизация данных о ремонтах позволила быстро находить нужную информацию и принимать обоснованные решения.

Внедрение 1С:ТОИР КОРП не только повысило прозрачность процессов ТОиР на КЦБК, но и создало основу для дальнейшей цифровизации предприятия, улучшения контроля за состоянием оборудования и повышения эффективности ремонтных работ. Подробнее об опыте можно прочитать здесь

Проблема №3: кадровый дефицит

По данным Минтруда, нехватка специалистов по ремонту и обслуживанию оборудования в ближайшие годы станет одной из ключевых проблем. Исследования Superjob и Т-Банка подтверждают, что спрос на квалифицированных инженеров растёт, а кадровый голод становится всё ощутимее. Компании испытывают трудности как в найме новых специалистов, так и в удержании текущих сотрудников.

Как решить?

Развивать систему обучения внутри компании, создавать карьерные маршруты и внедрять цифровые инструменты для передачи опыта. Важно не только находить новых специалистов, но и обеспечивать комфортные условия работы для текущих сотрудников, предотвращая их уход в другие компании.

Пример из практики

В условиях кадрового дефицита роль эффективного лидера и руководителя приобретает особое значение. Эксперт в области управления ТОиР, активами и надежностью, основатель издательства «Надежная книга» Константин Зырянов в интервью для Деснола отмечает, лидер — это человек, формирующий видение и способный вдохновлять команду на достижение общих целей.

Лидер, который ценит и поддерживает своих подчиненных, способствует созданию позитивной рабочей атмосферы. Это уменьшает текучесть кадров и привлекает новых специалистов, что особенно важно для компаний, испытывающих трудности с наймом персонала.

Проблема нехватки кадров решается не только поиском новых сотрудников, но и повышением квалификации существующих. Компании, которые заботятся о развитии сотрудников и инвестируют в обучение, снижают текучесть персонала и повышают эффективность работы.

Регулярное управление в принципе невозможно без заботы о сотрудниках

Константин Зырянов
Эксперт в области управления ТОиР, активами и надежностью, основатель издательства «Надежная книга»

Эффективное решение

Проблемы ТОиР могут казаться сложными, но они решаемы. Чтобы понять, какие инструменты и методы действительно работают, важно изучать успешную практику других предприятий, перенимать опыт экспертов и лидеров отрасли. Все это будет на конференции «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы» от Деснола, российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР. Это первая в России практическая конференция, на которой вы разработает пошаговый план повышения эффективности вашей службы ТОиР. 

«ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы» проводится для руководителей службы ТОиР. Это площадка для обмена опытом и закрытое сообщество экспертов. На конференции будет 90% практики и только 10% — теории.

Не упустите шанс стать частью этого важного события в сфере ТОиР! Количество мест ограничено. Регистрируйтесь на конференцию «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы» по ссылке.  

Поделиться: